Предупреждение о содержании это содержание предназначено только для взрослых.

Пособие предназначено для студентов педагогических и психо­логических факультетов, психологов, педагогов и других специалис­тов, интересующихся данной проблематикой. Содержание

Из ответов на вопрос: Кто я?

В сутки 70-летия родственники В. И. решили заснять ее на видеокамеру. В то время, когда ее попросили сказать что-нибудь в камеру, она поразмыслила и говорит: Я дура. Действительно, таковой меня считают на данный момент мои сыновья и невестки. А вообще-то меня ценили на работе и до сих пор уважительно относятся. А этот­час я дура. Вот мои юбилейные слова.

^ Рассуждения о близости смерти

Не в наше время — завтра придут болезни, смерть (и приходи­ли уже) на любимых людей, на меня, и ничего не останется, не считая смрада и червей. Дела мои, какие конкретно бы они ни были, все забудутся — раньше, позднее, да и меня не будет. Так из чего же хлопотать? Как может человек не видеть этого и жить — вот что удивительно! Возможно жить лишь, покуда пьян жизнью, а как протрезвишься, то нельзя не видеть, что все это — лишь обман, и глупый обман.

Толстой Л. Н. Исповедь // Домашнее счастье: повести и рассказы. СПб. 1996. С. 316.

Известно, что в жизни Л. Н. Толстого как раз в пожилом возрасте случился кризис, связанный с переоцен­кой ценностей. Он относится к 1880-м годам, в то время, когда Л. Н. Тол­стому шел шестой дюжина.

До перелома в своем мировоззрении папа не только не отрицал собственности, но стремился к обогащению. Мой дядя в своих мемуарах приводит его вывод о том, что настоящий аристократ должен быть обеспечен. Но, как из­вестно, в начале 80-х годов он перешел к обратному убеж­дению: подлинный христианин должен быть нищим, кроме того бро­дягой.

Толстой С. Л. Очерки былого. Тула, 1975. С. 221.

Начиная с 80-х годов, он во многом поменял свой образ жизни, продолжая жить в Ясной Поляне. Он сам убирал свою комнату, работал в поле, был строгим вегетарианцем и, кро­ме верховой езды, не разрешал себе никаких развлечений, требующих труда других людей. Само собой разумеется, он имел возможность бы уехать из Ясной Поляны, обойтись совсем без прислуги и в полной мере отдаться физическому труду, но в его возрасте и с его не­удержимой потребностью духовного творчества это было тяжело, и тогда он чуть ли имел возможность бы писать.

Жизненные ориентации людей пожилого возраста

В изучении Г. С. Сухобской и Н. М. Божко (1999, с. 61-62) при опросе 190 человек были установлены основные жиз­ненные ориентиры людей пожилого возраста (55-70 лет), про­живающих в С.-Петербурге в 90-е годы XX века.

^ Таблица 15 Основные жизненные ориентиры людей пожилого возраста,

живущих в С.-Петербурге (Сухобская Г. С, Божко Н. М. 1999)

Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М. 1999.

Анциферова Л. И. Поздний период жизни человека: типы старе­ния и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 6. С. 35-36.

Дружинин В. Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. СПб. 2000.

Карандашев В. Н. Об искусстве жить и умирать. Опыт психо­логического бессмертия. Вологда, 1995.

Кемпер И. Легко ли стареть? М. 1996.

Кларк М. Эндерсон Б. Г. Одиночество и старость // Лабирин­ты одиночества / Под ред. Н. Е. Покровского. М. 1989.

Краснова О. В. Фаворите А. Г. Социальная психология старости. М. 2002.

Краснова О. В. Фаворите А. Г. Психология старости и старения: Хрестоматия. М. 2003.

Предупреждение о содержании это содержание предназначено только для взрослых.

Фаворите А. Г. Кризис пожилого возраста — догадка о его пси­на данный момент содержании // Психология зрелости и ста­рения. 2000. № 2. С. 6-11.

Минделл А. На краю жизни и смерти. Кома: ключ к пробуж­дению. Независимая работа над собой. М. 2000.

Попогребский А. П. Смысл жизни и отношение к смерти // Психология с человеческим лицом. / Под ред Д. А. Леонть­ева, В. Г. Щур. М. 1997.

Радищев А. Н. О человеке, его смерти и бессмертии. СПб. 2001.

Снетков В. М. Модель онтогенетического развития человека // Психологические неприятности самореализации личности. Вып. 5. СПб. 2001.

Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. СПб. 2002.

Сухобская Г. С, Божко Н. М. Пожилой человек Сейчас: Пособие для социальных педагогов. СПб. 1999.

Трубников Н. Н. Неприятность смерти, времени и цели человечес­кой жизни // Философские науки. 1990. № 2. С. 104-115.

Франкл В. Человек в отыскивании смысла. М. 1990.

Хрисанфова Е. Н. Базы геронтологии. М. 1999.

Яцемирская Р. С, Беленькая И. Г. Социальная геронтология. М. 1999.

Задания для самоконтроля

Из прочтённой литературы, наблюдений выделить одну из неприятностей развития, обычную для пожилого возраста, и изу­чить одну из которых рекомендуют публикаций по данной пробле­ме, составив конспект прочтённой работы.

Проанализировать выделенную проблему по следующему замыслу:

1) факторы, определяющие особенности психического раз­вития в данный период, и факторы, порождающие про­блему, обрисованную в ситуации;

2) обычные кризисы и неприятности данного (рассматривае­мого) периода;

3) описание проблемной ситуации;

4) формулирование неприятности;

5) раскрытие противоречий, порождающих проблему, опи­санную в ситуации;

6) этапы, механизмы происхождения неприятности (первые внешние показатели ее зарождения);

7) внешние и внутренние показатели (маркеры) зарожда­ющейся неприятности;

8) положительные последствия разных вариантов ре­шения неприятности;

9) отрицательные последствия неразрешенности пробле­мы;

10) что необходимо было сделать (каковы нужные условия), дабы возможно было предотвратить происхождение пробле­мы и ее отрицательных последствий.

Для анализа возможно воспользоваться теми проблемными обстановками, каковые приводятся в главе.

Прочесть или материалы приведенных диссертационных изучений, или одно из указанных в перечне. Проанализи­ровать материал изучений по следующему замыслу:

1. Являлась ли тема, обозначенная в диссертации, актуаль­ной в предшествующие десятилетия (см. учебник по пси­хологии развития, соответствующий возраст)?

2. Под влиянием каких факторов появилась (актуализиро­валась) неприятность развития?

4. Как полученные результаты возможно применять для предупреждения неприятности развития?

Примеры исполнения независимой работы

Предупреждение о содержании это содержание предназначено только для взрослых.

Пример 1 (по данным магистрантки О. Г.)

^ 1. Проблемная обстановка:

Дама (75 лет). Страдает от того, что ее сын, как ей ка­жется, потерянный человек, пьяница, что его жена — стер­ва и мерзкая дама.

Живет одна, в коммунальной квартире. Единственный сын, которого она чрезмерно опекала и держала под неусыпным контролем, женился без ее согласия. Даме казалось, что сволочь-невестка приворожила ее сына, затащила в по­стель, с целью женить его на себе. Все время пробовала вмешаться в домашнюю жизнь сына, что вызывало негодова­ние. От постоянных распрей сын стал большое количество выпивать.

В то время, когда появились внуки, бабушка деятельно взялась за их вос­питание, опять проявляла властность, настраивала их против матери. Внуки выросли и дали отпор бабушке, не хотя боль-

ше подчиняться ее требованиям. Та восприняла отдаление внуков как проявление тёмной неблагодарности и негатив­ного влияния отца и мамаши.

По окончании появившихся неприятностей с сыном начала бегать по раз­личным волшебникам, экстрасенсам, каковые находили у нее и сына порчу и приворот. на данный момент окружена разными амуле­тами, травами, зельями.

• трудности построения взаимоотношений с сыном и его семьей;

3. Поведенческие реакции: постоянные жалобы (дама может неизменно говорить о своем неблагодарном сыне и сволочи-невестке). Походы к экстрасенсам и волшебникам.

^ 4. Несоответствия, породившие проблему:

• между жаждой манипулировать сыном и внуками и их автономностью;

• между страхом утратить контроль над жизнью сына и событиями.

^ 5. Анализ противоречий:

В данном возрастном периоде принципиально важно общение с родными людьми.

Из-за нежелания адаптироваться к новой ситуации и сме­нить стиль поведения появляется неприятность одиночества и изо­ляции пожилого человека. Применение привычного стиля общения приводит к негативной реакции окружающих, в свя­зи с чем общение затруднено.

^ 6. Постепенный анализ происхождения неприятности:Зарождение: стиль общения с сыном: проявление власти и

контроля, нежелание отпускать его от себя.

Кульминация: непризнание своего сына независимым, непонимание того, что сын в праве на независимый выбор; нежелание ослаблять власть, неприязнь к невестке.

Разрешение: так как неприятность не разрешена, дама ищет помощи у экстрасенсов. Появилась озлобленность на сына и его семью. Одиночество.

^ 7. Стратегии разрешения неприятности. Принятие семьи сына. Смена стиля общения, ослабление давления, налаживание взаимоотношений.

8. Последствия неразрешения неприятности:

^ 9. Предупреждение неприятности: демократический стиль вос­питания, отсутствие давления на сына, признание права сына на независимый выбор.

Пример 2 (по данным магистрантки Е. Л.)

^ 1. Проблемная обстановка:

Н., 83 года. Живет с младшей дочерью и внуком, супруг погиб 3,5 года назад. Ее жизненная обстановка содержится в том, что в юности (военные годы) она была вынуждена снабжать свою семью, состоявшую лишь из дам (больная мать, старшая сестра с грудной дочерью). Они жили дружно, весьма сплоченно. Потом муж-военный, дети и т. д.

на данный момент Н. ведет себя следующим образом: неизменно что-то собирает в тюки, прячет либо носит с собой, тревожится, все время переспрашивает и любой раз записывает (телефоны, адреса), довольно часто пытается куда-то пойти, другими словами демонстриру­ет активность, подчиненную некой внутренней идее.

Кроме этого Н. не пускает жить никого из родственников в свою пустующую квартиру, все время говорит, что она в ней жи­вет. Квартира — единственная ее собственность сейчас, к тому же весьма значимая для нее, и эта значимость, по всей видимости, перено­сится и на себя.

Н. довольно часто думается, что в квартиру пробуют проникнуть преступники. Время от времени обвиняет дочерей, что они что-то похитили у нее и желают ее смерти.

2. Неприятность: ужас утраты опоры в жизни.

3. Внешние показатели наличия неприятности: тревожность, мнительность, навязчивые действия и обращение, неадекватная ак­тивность, желание оказать помощь — реализовать себя, свои знания и опыт. Большие нарушения внимания и краткосрочной памяти. Ужас утраты имущества — любого. Ужас смерти.

^ 4. Несоответствие, порождающее проблему: между желани­ем жить и ускользающей возможностью.

5. Постепенный анализ происхождения неприятности: Неприятность есть закономерной для данного возрастного

Зарождение: тяжелая жизненная обстановка в юности: беспокойство, ужас за своих родных, необходимость прила­гать громадные усилия для поддержания жизни.

Развитие: ужас за свою жизнь и жизнь родных пребывал в латентном состоянии, проявлялся в некотором авантюриз­ме, жажде что-то выгадать в жизни.

Кульминация: сочетание предпосылок неприятности и качеств личности с возрастными физиологическими и психологичес­кими трансформациями.

Разрешение: обострения снимаются лекарственными пре­паратами.

6. Последствия разрешения и неразрешения неприятности:Положительные последствия разрешения неприятности: спо­койная старость.

^ Отрицательные последствия: увеличение тревожности, обострения болезненного состояния, уход в психосоматику и/ либо психиатрию.

7. Предупреждение неприятности: поддержка и познание родных.

Приложение 1. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ:

^ Неприятности ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В РАЗЛИЧНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ

Направление: 521000 — Психология

Составитель программы: профессор психологии , доктор наук Л. А. Регуш.

Формирование системы знаний, практических навыков и умений по предупреждению, анализу и разработке дорог раз­решения проблем психического развития человека в различные возрастные периоды.

1. Овладение теоретическими и методологическими подхо­дами к анализу психологических неприятностей развития.

2. Освоение содержания и сущности основных понятий.

3. Изучение обычных для каждого возрастного периода неприятностей развития и знание их психологических харак­теристик.

4. Выработка алгоритма анализа неприятностей развития, отра­жающего возможности предупреждения и разрешения неприятностей развития.

Правила отбора содержания и организации учебного ма­териала:

1. Соответствие содержания курса его целям и задачам.

2. Представленность в содержании взаимосвязи теорети­ческого и практического аспектов обучения.

3. Опора на большой уровень самостоятельности магистров в применении различных подходов, направлений в овла-

дении навыками психологического анализа неприятностей раз­вития.

Текущая и итоговая аттестация студентов: В ходе текущей аттестации оценивается уровень качества освоения студентами содержания дисциплины. Для этого применяют­ся разные устные и письменные формы аттестации в виде:

• контрольных и проверочных работ с вопросами репро­дуктивного, продуктивного, проблемного характера;

• практических и творческих заданий;

• аналитических обзоров литературы по конкретным воп­росам.

Результаты выполненных устных и письменных работ от­ражаются в портфолио магистранта, являющегося базой при итоговой аттестации.

Текущая аттестация предполагает организацию самоконт­роля и взаимоконтроля делаемых заданий (к примеру, ре­зюме, оценочные страницы).

Система текущей аттестации может рассматриваться как база для построения итоговой аттестации, предполагающей применение накопительной оценки.

^ Итоговая аттестация проводится в виде письменного либо устного экзамена, на котором определяется уровень качества усвоения:

• знаний о теоретических и методологических подходах к проблемам психического развития;

• знаний о классификации неприятностей развития в различные воз­растные периоды;

• знаний сущности неприятностей развития, характерных для каждого возрастного периода;

• умений анализировать проблемные ситуации развития по отработанному алгоритму;

• умения оценивать позитивные и негативные послед­ствия разрешения / неразрешения неприятностей развития в тот либо другой возрастной период;

• умений проектировать условия жизнедеятельности, снабжающие предупреждение и прогнозирование неприятностей психического развития.

Экзамен по дисциплине может проводиться как традици­онно (по вопросам билетов, тестам), так и в нетрадиционных формах (защита предлагаемого анализа проблемной ситуации развития и обоснование дорог разрешения и предупреждения неприятности в развитии), ориентированных на применение усвоенных теоретических знаний в активном сотрудничестве и диалоге с преподавателями, студентами.

Неприятность психического развития, несоответствия как источ­ники неприятностей развития, кризисы развития, перинатальное развитие, факторы неприятностей развития, адаптация, возрастные страхи, идентичность, кризис идентичности, одиночество, ответственность, Я-концепция и самоотношение, социальная обстановка развития и возраст, депривация развития, профес­сиональное развитие, прогнозирование и предупреждение про­блем развития.

1. Понятие о проблемах психического развития

Черта психологической неприятности. Биологичес­кие и социальные факторы как обстоятельства неприятностей развития. Классификация неприятностей развития.

Кризисы и неприятности развития. Неприятности развития и со­бытия жизни. Неприятности развития и социальная дифференци­ация общества. Прогнозирование и предупреждение неприятностей развития. Негативный старт и жизнестойкость при раз­решении неприятностей развития. Основания для прогнозирования неприятностей развития. Пути разрешения неприятностей психического развития. Методы совладания с проблемами. Проектирова­ние условий жизнедеятельности, дающих предупреждение пробле­мы психического развития.

Предупреждение о содержании это содержание предназначено только для взрослых.

^ 2. Кризисы психического развития

Критический период как сотрудничество организма и сре­ды в определенный отрезок времени. Критический период и психологическая готовность (Г. Крайг). Критический период как нарушение равновесия организма и среды: аккомодация и ассимиляция как процессы уравновешивания (Ж. Пиаже). Кризисы (конфликты) и особенности их разрешения как ха­рактеристика стадиальности развития (Э. Эриксон).

Возрастные кризисы в периодизации Л. С. Выготского. Классификатор неприятностей ребенка: содержательный и возраст­ной подход. Психологические условия предупреждения кри­зиса возрастного развития.

^ 3. Неприятности развития и их обусловленность готовностью своих родителей иметь ребенка

Факторы, воздействующие на психическое развитие ребенка до его зачатия.

Знания потенциальных своих родителей о наследственности и состоянии здоровья друг друга. Генные аномалии. Генетичес­кое консультирование. Готовность к трансформации образа жиз­ни. Планирование развития своей семьи с учетом комплекса факторов, помогающих развиваться ребенка: наслед­ственность, окружающая среда и их сотрудничество. Любовь к будущему ребенку.

^ 4. Неприятности перинатального развития и готовности к родам Материнские факторы, воздействующие на развитие плода в пе­риод беременности (резус-фактор, возраст, здоровье и др.).

Предупреждение неприятностей психического развития до родов. Дородовая диагностика.

Неприятности перинатального развития, родов. Периоды пери­натального развития (герминальный, эмбриональный, феталь-ный) и вероятные неприятности. Тератогены (лекарства, нарко­тики, алкоголь, табак и марихуана) и нарушения обычного развития. Критические периоды перинатального развития. Знание закономерностей процесса родов. Выбор методики ро-

дов и родовспомогательного учреждения. Предлежание пло­да. Кесарево сечение. Психологическая подготовка к родам. Предродовые страхи и их коррекция. Неприятность материнства малолетних девочек.

^ 5. Неприятности налаживания жизнедеятельности новорож­денного и его развития (от рождения до 1 месяца)

Показатели жизнедеятельности новорожденного (шкала Апгар).

Приспособление к новым условиям жизни (дыхание, кро­вообращение, питание, терморегуляция). Рефлексы новорож­денного и произвольные действия как характеристики разви­тия. Несоответствие между принятыми в культуре схемами налаживания жизнедеятельности ребенка и его индивидуаль­ностью. Привязанность ребенка к родителям (бондинг) и ее значение для развития. Неприятности, связанные с пониманием: материнские инстинкты, налаживание взаи­мопонимания. Беспокойство ребенка (крик и плач) и понима­ние его обстоятельств, помощь ребенку.

Изменение образа жизни семьи и появляющиеся наряду с этим неприятности. Патронажная помощь и ответственность своих родителей в период новорожденности. Тревоги своих родителей и психологи­ческая культура. Дети группы риска. Ранняя коррекция (вме­шательство).

^ 6. Неприятности в развитии преддошкольника и дошкольника Факторы, определяющие неприятности психического развития

в пред дошкольный и дошкольный период. Автономия против стыда и сомнения (рвение к самостоятельности и потреб­ность в привязанности). Трудности, переживаемые ребенком в разрешении этого конфликта.

Неприятности когнитивного и речевого развития и их предуп­реждение.

Инициатива против эмоции вины (успех, компетентность, неудачи и фрустрации). Страхи и тревоги: обстоятельства, совлада-ние со страхами и тревогами, защитные механизмы: уход,

идентификация, проекция, смещение, отрицание, вытесне­ние, регрессия, реактивное образование.

Агрессивное поведение. Здоровье, утомляемость и агрессия.

Взаимоотношения с родителями: притязание на признание и внимание, привязанность и ее утрата. Социальная среда и ее влияние на поведение, модели поведения в разных куль­турах (асоциальная, просоциальная, полоролевая).

Кризис 3-х лет и его обострение (капризы, упрямство, не­гативизм) при неправильных действиях своих родителей.

Предупреждение неприятностей развития преддошкольника и дошкольника: роль игры в развитии социальных навыков, адаптивная роль когнитивной незрелости, влияние стиля ро­дительского поведения.

^ 7. Трудности развития в младшем школьном возрасте

Факторы, определяющие неприятности психического развития в младшем школьном возрасте.

Неприятности адаптации к новой социальной ситуации разви­тия: освоение новой социальной роли, новые взаимоотноше­ния. Выбор школы и возможности ребенка. Приучение к дис­циплине и саморегуляция.

Трудности освоения учебной деятельности. Обученность и неспециализированная психологическая готовность к обучению (мотивацион-ная, когнитивная, психомоторная и т. п.). Чувствительность, трудолюбие и неполноценность. Недостатки, затрудняющие уче­ние (дислексия, дисграфия, дискалькулия, гиперактивность, недостаток внимания). Преодоление непроизвольности.

Эмоциональное неблагополучие: страхи школы, учителя, вызова к доске, контрольной, тревожность, нехорошее настроение, физические наказания со стороны своих родителей, несоответствие ожиданиям своих родителей. Неприятности младшего школьника, под­вергающегося насилию в семье. Оценочная деятельность взрос­лых, помощь взрослых в разрешении неприятностей ребенка.

Создание потенциала для развития на последующих ступе­нях. Становление ответственности, самостоятельности, ини-

циативы: потребности и возрастные возможности младших школьников.

^ 8. Неприятности развития в подростковый период

Факторы, определяющие неприятности психического развития в подростковый период.

Неприятность адаптации и вероятные пути ее разрешения: адаптация к быстро изменяющемуся физическому Я; физи­ческое развитие и его авторитет на психическое состояние, об­раз Я и его принятие. Адаптация к новым условиям учеб­ной деятельности, условия успешного перехода на новую ступень обучения (сформированностъ учебных навыков, сти­ля учебной деятельности, умственных действий, мотивов уче­ния).

Неприятности взаимоотношений: со сверстниками, сверстни­ками противоположного пола, родителями. Потребность за­нять достойное положение в группе сверстников и методы ее удовлетворения. Условия, при которых неприятность разрешает­ся и при которых она обостряется. Влечение к сверстникам противоположного пола, чувство взрослости и полоролевое поведение. Клички. Образцы поведения взрослых и выработ­ка собственного социального поведения во взаимоотношени­ях с другим полом.

Неприятность непонимания во взаимоотношениях с родителя­ми — социокультурное явление. Условная любовь. Развива­ющийся ребёнок и ригидная семья. Самостоятельность (эмансипация) и ответственность. Методы разрешения под­ростками своих жизненных неприятностей.

Кризис идентичности и освоение социальных ролей. Пред­ставление о собственном Я. Я—концепция ребёнка. При­нятие себя. Наркотики, психологические предпосылки упот­ребления. Группа сверстников и освоение новых социальных ролей. Половая идентичность. Основные истоки неприятностей и противоречий подросткового периода. Предупреждение про­блем психического развития в подростковый период.

^ 9. Неприятности развития в юношеском возрасте

Факторы, определяющие неприятности психического развития в юношеский период.

Поиск идентичности и устойчивость личности: самооцен­ки и юношеская дружба, рефлексия и самоотношение. Пере­живание одиночества. Молодежная субкультура и ее роль в решении неприятностей идентичности. Девиантные субкультуры. Материальные аспекты молодежной субкультуры. Близость против изоляции — главное несоответствие данного периода.

Трудности опытного самоопределения. Выбор профессии как решение прогностической задачи. Профессио­нальная адаптация. Ценности публичные и индивидуальные в про­цессе опытного выбора.

Неприятности, связанные с эмоциональными переживаниями: управление, регуляция чувствами и эмоциями, страсть, вы­ражение чувств, секс и эмоции. Возможности удовлетворе­ния сексуальных потребностей и ответственность. Беремен­ность и аборт. Юная семья: трудности, возможности и прогнозы. Сексуальные ориентации: гомосексуальность, транссексуалы.

Табак, алкоголь, наркотики: психологические механизмы зависимости, влияние на развитие.

Предупреждение неприятностей развития в юношеский период.

^ 10. Неприятности психического развития в период зрелости Факторы, воздействующие на неприятности психического развития

в период зрелости.

Неприятности личностного развития: стабильность, застой и развитие (генеративность против стагнации): непрерывность образования, духовный и личностный рост.

Неприятности взаимоотношений в семье и их влияние на раз­витие человека: эмоциональные неприятности, изменение харак­тера, самоотношение, самооценка и т. п. Нормативные семей-

ные кризисы и их предупреждение (автономия семьи и ответ­ственность, уход детей из родительского дома и поиски новых смыслов).

Предупреждение о содержании это содержание предназначено только для взрослых.

Ценностные переживания, связанные с трансформацией отно­шения к здоровью, трансформацией системы ценностей в социуме и к самому себе. Трансформации в самооценке и Я-концепции, принятие себя и поиски новых смыслов активности. Переос­мысливание жизненного пути и поиск жизненных смыслов.

Неприятности, связанные с работой. Опытный цикл. Биографические кризисы нереали-зованности, опустошенности, бесперспективности. Утрата работы, смена профессии в середине жизни, готовность к не­прерывному образованию, понижение обучаемости, професси­ональные деструкции. Предупреждение неприятностей развития в период зрелости.

^ 11. Неприятности пожилых и людей старческого возраста

Факторы, воздействующие на неприятности психического развития пожилых.

Смена статуса и связанные с ней переживания. Содержа­ние кризиса, целостность против отчаяния.

Перестройка самоотношения. Сохранение идентичности (аккомодация и адаптация). Размышления о смысле жизни и ужас смерти. Трансформации обшей трудоспособности. Психоло­гическое отношение к болезни.

Переживание старения и приспособление к старости у раз­личных типов людей: конструктивное отношение, отношение зависимости, оборонительное отношение, отношение враждеб­ности к окружающим, отношение враждебности к самому себе (по Д. Б. Бромлей). Изменение образа жизни и переживаемые неприятности. Одиночество (изоляция и самоизоляция, непони­мание и безразличие окружающих). Психологические усло­вия активного долголетия и здоровья. Неприятности жизнеустрой­ства и возможности выбора. Экзистенциальные неприятности в пожилом возрасте.

Отношение к смерти и поиск смысла жизни. Соцзащита пожилых как условие предупреждения их психологических неприятностей.

Вопросы к экзамену:

1. Понятие критический период в психологии.

2. Возрастные кризисы в периодизации Л. С. Выготского.

3. Кризис и проблемные жизненные ситуации (неспециализированные и от­личительные характеристики).

4. Классификатор психических неприятностей развития.

5. Понятие кризиса в психосоциальной концепции разви­тия Э. Эриксона.

6. Неприятности развития, обусловленные готовностью роди­телей иметь ребенка.

7. Периоды пренатального развития и вероятные пробле­мы в развитии плода.

8. Тератогены и нарушения развития в пренатальный пе­риод.

9. Роды и вероятные осложнения в развитии ребенка, выз­ванные родовыми травмами.

10. Основные неприятности, связанные с налаживанием жизне­деятельности ребенка в первоначальный месяц его жизни.

11. Рефлексы новорожденного и произвольные действия как характеристики развития.

12. Депривация развития в первоначальный год жизни ребенка.

13. Неприятности психического развития, вызванные несфор-мированностью базового доверия (привязанности) в пер­вые месяцы жизни.

14. Трудности, переживаемые ребенком в разрешении кон­фликта автономия против стыда и сомнения.

15. Агрессивность детей преддошкольного и дошкольного возраста (обстоятельства и подходы к снятию неприятности).

16. Страхи детей в период до года и от 3 до 6 лет.

17. Неприятности, вызванные трудностью адаптациии к новой социальной ситуации развития в связи с поступлением в школу.

18. Оценочная деятельность взрослых и ее влияние на раз­витие Я-концепции младшего школьника и ребёнка.

19. Неприятности младших школьников, связанные с освоени­ем нового вида деятельности.

20. Обстоятельства и проявления невнимательности и гиперак­тивности в младшем школьном возрасте.

21. Неприятности, вызванные изюминками физического раз­вития в подростковый период.

22. Неприятности взаимоотношений со сверстниками в подро­стковый период.

23. Основные истоки неприятностей и противоречий подростково­го периода.

24. Факторы, определяющие неприятности развития в юношес­кий период.

25. Неприятности, связанные с опытным самоопреде­лением в юношеском возрасте.

2 6. Неприятности, каковые приводит к разрешению несоответствия близость против изоляции.

27. Обычные эмоциональные неприятности периода зрелости (первый период).

28. Основные несоответствия в период зрелости в теории раз­вития Э. Эриксона.

29. Основные несоответствия, каковые разрешает человек во второй период зрелости.

30. Неприятности, вызванные обстановкой опустошенное гнездо.

31. Биографический кризис второго периода зрелости.

32. Неприятности пожилых людей и людей старческого возраста.

Организация независимой работы:

Независимая работа предполагает, что 50% от общего времени обучения по данному курсу студенты занимаются са­мостоятельно. Она включает:

• темы, каковые выносятся преподавателем на самостоя­тельное изучение;

• определение графика консультаций;

• определение формы независимой работы;

• типовые задания для независимой работы студентов. Результаты независимых работ студентов системати­чески подвергаются контролю преподавателя.

Независимая работа проводится в разных формах, каковые направлены на

Вам это понравится: