Механизмы межличностного восприятия

Механизмы социальной перцепции — это методы, при помощи которых люди интерпретируют, знают и оценивают другого человека. Механизмы социальной перцепции возможно поделить на две группы в зависимости от объекта восприятия:
1) механизмы межличностного восприятия;
2) механизмы межгруппового восприятия.

Наиболее распространенные механизмы межличностного восприятия — идентификация, эмпатия, децентрация, социальная рефлексия, аттракция, каузальная атрибуция.

Идентификация. Существует пара толкований данного понятия.

А. А. Бодалев под идентификацией подразумевает метод понимания другого человека через осознанное либо бессознательное уподобление его самому себе. Это наиболее простой метод понимания другого человека.

А. А. Реан уверен в том, что это свойство и умение человека отойти от своей позиции, выйти из своей оболочки и посмотреть на обстановку глазами партнера по сотрудничеству. По этому поводу существует любопытное высказывание известного всем Г. Форда: Мой секрет успеха содержится в умении осознать точку зрения другого человека и наблюдать на вещи и с его, и со своей точек зрения.

Эмпатия — постижение эмоционального состояния, проникновение — вчувствование в переживания другого человека.

Децентрация — свойство и умение человека отойти от своей позиции и посмотреть на партнера и на обстановку сотрудничества как бы со стороны, глазами стороннего наблюдателя. Потому, что данный механизм освобождает от эмоциональной предвзятости, он оказывается одним из самых действенных в ходе познания другого человека.

Социальная рефлексия — осмысление индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. А. А. Бодалев (1996) отмечает, что интенсивность и полнота проявления коммуникативной рефлексии напрямую зависят от субъективной значимости партнера.

Аттракция — особенная форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного эмоции. Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается в большинстве случаев в трех аспектах: как процесс формирования привлекательности другого человека; как следствие данного процесса; как уровень качества взаимоотношений. Кроме этого возможно выделить три уровня аттракции: симпатия, дружба и любовь. Д. Майерс (2011) обрисовывает следующие факторы, стимулирующие проявление аттракции: географическая близость (соседство, обучение в одном классе и т. п.); сотрудничество и антиципация сотрудничества; простое нахождение в поле зрения; физическая привлекательность; сходство мировоззрения; хорошее отношение к субъекту восприятия.

Н. В. Казаринова, В. Н. Куницына (2001) делят все факторы, стимулирующие аттракцию, на две группы:
1) внешние факторы, т. е. существующие перед тем, как начался процесс общения, такие как потребность в аффилиации (доверии), эмоциональное состояние партнеров по общению, пространственная близость;
2) внутренние факторы, появляющиеся в ходе сотрудничества. Это физическая привлекательность партнера по общению, стиль общения, фактор сходства между партнерами, выражение личного отношения к партнеру в ходе общения.

Механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием обстоятельств как своему поведению, так и поведению другого человека. Изучения атрибуции анализируют психологию здравого смысла, при помощи которой человек растолковывает повседневные события. Феномен атрибуции появляется тогда, в то время, когда имеется недостаток информации о другом человеке, заменять которую и приходится методом приписывания (атрибуции).

В ходе межличностного восприятия темперамент атрибуции зависит от следующих показателей:
1) от степени типичности либо уникальности поступка;
2) от социальной желательности либо нежелательности поступка;
3) от того, есть ли субъект восприятия участником события либо его наблюдателем.

Г. Келли (Келли, 1984) выделил три типа атрибуции:
• личностная — обстоятельство приписывается тому, кто лично совершил поступок;
• объективная — обстоятельство приписывается тому объекту, на который направлено воздействие;
• обстоятельственная — обстоятельство совершившегося приписывается событиям, ситуации .

Вам это понравится: